Путеводитель по архитектуре XIX века

Собор в Реймесе. Тектоника арочных и сводчатых конструкций (рис. 6.19). В эпоху Древнего Рима арочные и сводчатые конструкции из камня и бетона получают не только техническую, но и тектоническую разработку.

Тектоникой называют художественную интерпретацию конструкции, образное отражение работы под нагрузкой конструкции и ее материала. Тектонической называется такая модификация конструкции, которая приобретает художественную выразительность, становясь одновременно и архитектурной формой. Сложение тектонической архитектурной формы происходит значительно позже, чем возникает конструкция.

Стоечно-балочные конструкции из камня, дерева и железобетона отличаются друг от друга по техническим параметрам. Изобретение стального проката и железобетона и применение этих материалов в каркасных конструкциях позволили с конца XIX в. перейти к резкому увеличению этажности зданий.

Тектонически эта особенность конструкции выявляется изменением отески облицовочных камней; от грубой объемной в нижнем ярусе стены к тонкой плоскостной в вернем. В связи с этим требуемая освещенность помещений достигается развитием проемов по высоте, а не по ширине. Только в малонагруженных верхних ярусах стены возможно уменьшение ширины несущих простенков и увеличение проемов.

Соответствующая этой конструкции тектоничная система аркады на колоннах получает широкое распространение в архитектуре начиная с раннего средневековья. Применение системы крестовых сводов, изобретенных в Древнем Риме в IV в. н.э., позволило перекрывать и объединять внутренние пространства площадью в сотни квадратных метров.

Сегодня компьютеры позволяют нам находить ответы на некоторые очень серьёзные вопросы, если заложить в них все необходимые данные и задать все необходимые вопросы».

Тектоника висячих систем

Присутствие микенских и египетских реликтов в местах захоронения в Стоунхендже позволило археологам предположить чужеземное влияние древних средиземноморских цивилизаций. Основным элементом китайской стоечно-балочной системы здания, повлиявшим на страны Дальнего Востока, был доугонг, представлявший собой переплетение деревянных кронштейнов. В ряде архитектур каменные колонны делали составными. В Греции в архаический период колонны высекали из монолита для обеспечения большей прочности новой каменной конструкции, в устойчивость которой еще не верили.

Древние элементы конструкции здания

В силу специфических условий каждой страны и прежде всего наличия в ней тех или иных строительных материалов получала преобладание или первая, или вторая система.

Тектоника купольных покрытий

В Риме получили распространение обе системы. Система эта впервые сложилась в Древнем царстве Египта. Многократно меняя архитектурно-декоративные формы, она выступала в виде различных ордеров, не изменяя своего конструктивного смысла. В заупокойных храмах V династии в Абусире система эта получает дальнейшее развитие, но не в конструктивном отношении, а исключительно в эстетическом.

Пролеты балок архитравов в зданиях классического периода не были малыми. Подобная конструкция в тех условиях была осмыслена и естественна, пролеты сводов были невелики, и пазухи между ними неглубоки. Впервые висячие стропила появились еще в эллинистической архитектуре.

Эта система в дальнейшем закрепилась в практике мирового зодчества. В Риме возникли огромных размеров сводчато-купольные системы, которые имели исключительно важное значение для развития архитектуры. Для каждой культуры и цивилизации характерны свои архитектурные формы, условно называемые «архитектурные бренды». Традиционность образа и облика не предполагает механического перенесения форм и их символической сущности от одного здания к другому, из одной эпохи в другую.

Оставалось только придать каменному столбу кромлеха форму лотоса или изящной женской фигуры — кариатиды (по-гречески «девушки»), и стоечно-балочная конструкция превратилась в произведение искусства

Архитектурные формы, создававшиеся людьми и для людей, являлись отражением мировоззренческой системы эпохи. Неудивительно, что многие из них продолжают оставаться загадкой для наших современников. Наконец, уже в нашем столетии в число архитектурных форм включаются все варианты архитектурных поисков современного движения, от модерна до постмодерна, как реализованные, так и оставшиеся на бумаге.

Стоечно-балочная конструкция проигрывала пирамиде в устойчивости и распределении веса, но она позволяла создавать внутренние объемы и, безусловно, явилась шагом вперед

В работах советских теоретиков форма обычно рассматривалась в противопоставлении к содержанию. Но есть и другая сторона проблемы. Мы умеем видеть в предметах только те формы, которые освоены знанием и мышлением в культурной традиции и языке. Это можно назвать «эпистемологическим» принципом. Форма может выражаться через множество фигур, и каждая форма при этом уникальна. Конечно, в действительности связь эта оказывается не столь прямолинейной и однозначной.

В архитектуре древнего мира параллельно развивались обе системы перекрытий — балочная и сводчатая. Повсеместное применение, хотя и в разных декоративных формах, стоечно-балочной системы объясняется ее логичностью и простотой.

Еще по этой теме:

  • Сделай Сам wwwСделай Сам www На базовом столярном курсе Ася своими руками изготовила довольно сложный стул и тумбочку из дерева. Сделай сам мебель, столярные изделия своими руками. Желаем Асе […]
  • Графен — ВикипедияГрафен — Википедия Графен был найден Константином Новоселовым и Андреем Геймом, работающими в Университете Манчестера, за что русские ученые были удостоены Нобелевской премии. Кусочки […]
  • Как не облезть после загараКак не облезть после загара Почему облезает кожа после загара? Очень горячая кожа, явно перегретая ультрафиолетом. Это аптечное средство лечит ожог, предупреждает шелушение и ухаживает за кожей […]